Обращаясь к проблеме патриотического воспитания, хотелось бы вспомнить известное выражение «Иван, родства не помнящий». Так именуют человека, который не помнит и не соблюдает традиций, не уважает обычаи предков, отрекается от своего окружения.
Совершенно очевидно, что слова патриотизм, родство, родина связаны друг с другом. Дальновидность государственной политики заключается в том, чтобы с младых ногтей сформировать в маленьком гражданине понимание и принятие традиций, уважение к истории своей Родины, любовь к малой родине, с которой начинается верность своей стране, ответственность за нее, готовность защищать свою землю …
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре» (Д.С.Лихачев).
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к важнейшим принципам отнесено «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде».
В ФГОС ДО в приоритетных задачах основной образовательной программы детского сада обозначено «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине».
Именно в детстве закладываются установки, влияющие на социальное развитие индивида: отношение к месту проживания, к Родине, к окружающим людям, к ближайшему сообществу, к самому себе как к части этого сообщества и т.д.
Взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общество выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. Важно, чтобы детские переживания были усвоены дошкольниками в качестве первичной основы социализации, подкреплялись положительными эмоциями, что в совокупности создает основу для формирования и материальных, и моральных ценностей, к которым относятся и патриотические чувства.
**********************************************************************************************
«Формирование у дошкольников чувства принадлежности к своему Отечеству,
воспитание патриотов»
В детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка формируем элементы гражданственности, он должен научиться понимать, что такое обязанность (надо) и право (можно). Одной из главных задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к защитникам Отечества (героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги, желание подражать воинам).
Проведение соответствующих мероприятий с детьми .
Анкетирование родителей («Формирование у детей необходимых знаний о войне», «Нравственно- патриотическое воспитание детей в семье»), воспитателей («Ваше отношение к нравственно- патриотическому воспитанию», «Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема нравственно- патриотического воспитания в развитии дошкольника», «Из каких фильмов эти кадры?» — приобщение к отечественному искусству), тренинг «Я горжусь свой страной, потому что …», викторина- практикум «Россия, Россия – края дорогие», «Педагогический пробег» по теме.
Приобщение детей к народной культуре также является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности … Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства… Надо сказать, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Приоритеты:
— окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа;
-следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, хороводы и т.д.); в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности; в русском фольклоре каким- то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность; потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее; в пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества; особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук; благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
-большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, непосредственно связанные с трудом и различными сторонами общественной жизни человека;
-ознакомление детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.
Опросы детей («Хорошо ли дети знают русские народные сказки», «Подумай и отгадай», «Отгадай, из какой сказки», «Какие сказочные предметы заменяют самолет, телевизор, навигатор, кафе, автомобиль?», «Какие мультфильмы ты знаешь и любишь?»), анкетирование родителей («Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Ваши любимые мультфильмы»); с воспитателями – деловая игра «Из старины глубокой …», викторины «Год российского кино», «Пословицы», мозговая атака (фольклор, синонимы), упражнение для родителей и педагогов «Герои нашего детства», литературная викторина «Сказка- ложь, да в ней намек …»
Конкурсы: детского рисунка «Я рисую сказку», «Русская березка», кормушек, народных костюмов, поделок на тему «Отчего так в России березы шумят!», чтецов «Я живу с природой в рифму», «Мир, в котором я живу», «Осенняя пора, очей очарованье …», «Зимушка хрустальная», «Защитнику Отечества посвящается!», «Слагая строки в честь Победы», песенные «Песни Великого подвига», «Зимушка- зима» и т.п.
Выставки: «Умелые руки не знают скуки» (предметы декоративно- прикладного творчества, макетов «Картины старины»), «Осенние причуды» (поделки из природного материала), символов народных праздников (лепка птиц, жаворонков, яиц, изготовление веточек вербы, украшение силуэтов народных костюмов и т.п.), фотовыставки и фотогазеты по различным темам, в т.ч к народным праздникам.
Консультации для педагогов и родителей: «Любовь к Родине начинается с семьи», «Пословицы и поговорки в приобщении дошкольников к традиционной культуре», «Чудо, имя которому – детская книга», «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми» и т.п.
Приобщение дошкольников ко всем видам национального искусства (от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра) способствует развитию личностной культуры ребенка как основы патриотических чувств и любви к Родине.
В ходе проведения деятельности с детьми решаются следующие задачи:
- Знакомство с народной культурой, предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках (соха, цеп, коса, жернова, ткацкий станок, ступа, прялка, веретено, ухват, кочерга и т.п.);
- Формирование представлений о разнообразии народных промыслов и ремесел;
- Развитие интереса к народным промыслам и ремеслам;
- Умение видеть в предметах знаковые символы эпохи;
- Создание атмосферы радости общения с природой.
- С помощью различных видов деятельности – познавательной, речевой, эстетической – дошкольники приобщаются к культурным ценностям малой Родины и Отечества.
Во всех возрастных группах оформлены и постоянно пополняются соответствующими материалами, пособиями «Уголки патриотического воспитания.