Поиск
Close this search box.

Страничка логопеда

Учитель логопед:  Кудина Маргарита Васильевна ,  высшая квалификационная категория, образование высшее, стаж педагогической работы — 31 год.

***********************************************************************************

Нужно ли выполнять задания по рекомендации логопеда?

Логопеду часто приходится отвечать на разные вопросы  родителей. Нередко мы, специалисты, слышим, что родители  интересуются: «А стоит ли выполнять  задания по рекомендации логопеда? Для чего они нужны? Зачем нам домашние задания, ведь мы же ещё не ходим в школу? Ребенок же регулярно приходит на занятия к логопеду, почему нужно ещё дома тратить на это время?»  В этой статье мы решили ответить на эти вопросы.

Любой опытный и грамотный специалист по развитию и коррекции речи вам ответит однозначно, что  задания по рекомендации логопеда важно и нужно выполнять в целях закрепления полученных навыков; в противном случае усилия и старания Вашего ребенка сведутся практически к нулю.  Дело в том, что индивидуальные занятия с Вашим ребёнком проводятся всего 2 раза в неделю по 15-40 минут в зависимости от вида занятий и запланированного материала, а всё остальное время речь  ребёнка предоставлена, как говорится, сама себе. И, если нет за ней контроля со стороны взрослого, дошкольник говорит так, как ему легче, то есть так, как он привык, а не так, как его переучил логопед. У дошкольников и иногда у младших школьников самоконтроль выработан  не до конца, поэтому результаты самостоятельной работы —  низок. Высока вероятность, что задание будет выполнено некачественно. Поэтому необходим контроль со стороны родителей. Цель логопедического воздействия – сформировать у ребенка правильную и понятную для окружающих речь. Для этого в обычной жизни нужно следить за тем, как говорит ребенок, поправлять неправильное произношение звуков, которые уже были исправлены логопедом и частично закреплены. А взрослый должен помочь ребенку выработать новую привычку правильного произношения, сделать это можно только путем многократного повторения. Но не стоит перегружать ребенка, ведь это вызовет у него только негатив к выполнению заданий. Лучше всего закрепляется в речи ребенка тот материал, который отрабатывается не только при выполнении заданий, полученных от логопеда, но и в свободной речи: на прогулках, в играх, повседневной жизни.

Именно поэтому так важно сотрудничество логопеда и родителей ребенка, именно так возможно достичь нужного результата в более короткие сроки. Без закрепления отработанного у логопеда материала дома, даже после занятий с высококвалифицированным специалистом, хорошего результата получить невозможно, а прогресс будет очень медленным. Ребенок будет стремиться говорить правильно и выполнять все задания только в том случае, если родитель тоже будет проявлять к этому интерес. Если ребенок увидит, что родителю тоже это важно, что он готов уделять этому свое время, никуда не спеша. Необходимо вместе стремиться к положительному результату, давать поддержку своему малышу.

Весь объем домашнего задания не нужно выполнять за один раз, разделите упражнения на несколько частей, уделяйте не более 15 минут за один присест, чтобы не перегружать ребенка. Лучше всего выполнять задания в утренние и дневные часы, и  не оставлять их на позднее время: ребенку, уставшему за весь день, будет очень трудно сосредоточиться на выполнении, а эффект будет недостаточным.

Артикуляционную  гимнастику необходимо делать ежедневно, перед зеркалом, уделять этому достаточно 5-7 минут, важна  правильная техника выполнения. Можно делать это в игровой форме, привлекать игрушки или реальные предметы, окружающие ребенка.

Важно самостоятельное выполнение заданий, но под присмотром взрослого, ведь только так ребенок чему-то научится. Графические задания, в виде штриховки или раскрашивания, ребенок должен выполнить сам, без помощи взрослого, но с обязательным контролем правильного захвата карандаша.

Не забывайте подавать ребенку хороший пример аккуратного обращения с учебным материалом, папка для занятий должна быть в опрятном состоянии, можно составить график выполнения заданий, чтобы выработать режим. Хвалите малыша за правильно выполненное задание и  ни в коем случае не ругайте за ошибки, говорите подобные слова: «попробуй ещё раз —  и у тебя получится лучше! Я вижу, что ты старался (лась), но, если попробуешь ещё разок, будет лучше! »

*********************************************************************************************

                 

         

 

 

   

       

********************************************************************************************

 

ДЛЯ  ВАС, ПЕДАГОГИ  И  РОДИТЕЛИ.

Учимся играя. «Зашифрованные скороговорки»

Известно, что поставить звук ребенку мало, важно автоматизировать его в речи.Детям очень нравится рассказывать скороговорку по картинкам, ее легко запомнить, так как  мышление у детей дошкольного возраста наглядно- образное. Когда у ребенка задействованы многие анализаторы одновременно — зрительный, двигательно- речевой, слуховой, — то процесс автоматизации происходит наиболее эффективно. При индивидуальном и групповом обучении лети самостоятельно отрабатывают поставленные звуки, сначала глядя на картинки, а затем по памяти. Опыт работы показывает широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно- развивающего обучения. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных этапа:

  • объяснение скороговорки и проговаривание совместно с ребенком;
  • ребенок, используя схемы обозначения, самостоятельно проговаривает скороговорку по памяти, автоматизируя поставленный звук;
  • дети самостоятельно, используя стимульный материал, составляют скороговорку только по картинке, развивая логическую память и творчество.

Инструкция по обучению.

Чтобы проговорить скороговорку, необходимо вместе с ребенком прочитать (проговорить) ее, разобрав условные обозначения и схематические рисунки. Разные группы скороговорок предназначены для автоматизации и дифференциации каждой группы звуков (ш — сш; щ; х; ж; л- ль; р-; л- р).

На первом этапе  работы педагог (родитель) медленно проговаривает скороговорку и объясняет значение слов- символов. Далее ребенок сам проговаривает скороговорку по памяти, воспроизводя текст по схемам.

Второй этап работы включает вариант усложнения — ребенок, используя схемы обозначения, самостоятельно проговаривает скороговорку по памяти, автоматизируя поставленный звук.

На третьем этапе, используя стимульный материал, дети составляют скороговорку по картинке, развивая логическую память и мышление, а также творческое воображение.


Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

«ШАРИК»Надуть щеки. Сдуть щеки.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

«МЫШКА»  Губы в улыбке. Приоткрыть рот.Произнести «а…» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). 

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 

«КОШКА»  Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. 

На счет 1 — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 

«ЛОШАДКА»  Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

 

«ЗАЙКА И БАРАБАН»  Улыбнуться. Открыть рот. 

Кончиком языка постучать за верхними зубами «дэ-дэ-дэ».

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

 

«СЛОН» Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

ГУСЬ»

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

                                                                                                                                                              » Ш — Ш — Ш»

«ЖУК»

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

                                                                                                                                                                 » Ж — Ж — Ж»

«ОСЫ»

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

                                                                                                                                                                   » З — З — З»

«СОБАКА»

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

                                                                                                                                                                  » Р — Р — Р»

 При закреплении звука в слоге можно использовать следующие упражнения:

«Колокольчик»:    Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

                                                                                            ЛА-ЛО — ЛЫ-ЛУ во время движения пальца;

«Крокодил»:     Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.           

                                                                      ШЫ-ШО — ШЫ-ШУ — шум от движения, повороты ладони в кисти на смену слогов.


  Упражнения для развития речевого дыхания

После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, цель которых формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

«Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание. Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

«Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

************************************************************************************                  Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и её фонетической стороны в частности. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.

Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха и становлением лексико-грамматических категорий.

Известно, что до 4-5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому логопедические занятия по преодолению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.

Дислалия (от греч. dis -приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю)- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия- одно из наиболее распространенных дефектов произношения (у 25-30% дошкольников (5-6 лет) отмечаются недостатки произношения; у 17-20% детей школьного возраста

Система работы по формированию фонетической стороны речи включает в себя несколько этапов:

* подготовительный;
* этап постановки отсутствующих звуков;
*  этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
*  этап дифференциации звуков.

Каждый из этих этапов отличается по содержанию логопедической работы.
Подготовительный этап включает в себя систему упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.

Этап постановки отсутствующих звуков может осуществляться тремя способами:

1. по подражанию, когда логопед объясняет и показывает артикуляцию данного звука;

2. механический способ предусматривает использование зондов, других приспособлений, помогающих ребёнку воспроизвести заданный артикуляционный уклад;

3. смешанный способ — одновременное использование механической помощи и показ правильной артикуляции звука.

Этап автоматизации поставленных звуков предусматривает систему речевых упражнений, направленных на выработку умения употреблять в самостоятельных высказываниях поставленные звуки. Лексический материал должен быть разнообразным, насыщен изучаемым звуком. При этом максимально исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Этап дифференциации звуков наступает после того, когда хорошо отработано произношение всех звуков, сходных по звукопроизношению или артикуляции.


Дата обновления страницы: 19.03.2024