Мастер-класс для родителей «Знакомство с блоками Дьенеша»
Цель: познакомить родителей с «Логическими блоками Дьенеша», использованием их, как игрового материала в работе с детьми дошкольного и возраста.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
- донести до осознания родителей необходимость работы с блоками Дьенеша;
- помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы с блоками Дьенеша, позволяющими им решать вопросы развития у детей психических способностей, а также умения анализировать, сравнивать, объединять по признакам и свойствам;
- развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии;
- воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Практика показывает, что дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В: В своей работе мы уделяем большое внимание развитию интеллекта детей, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Для решения данной задачи, мы используем в работе логические блоки, разработанные психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Логические блоки представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- четырех цветов (красный, синий, желтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны блоки, а также возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».
Работу с «блоками Дьенеша» мы начали еще в младшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. В первую очередь дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной блоков.
Первыми заданиями для детей являются: найти красный треугольник, найти все квадраты, найти желтый треугольник, найти толстый красный квадрат, и т.д. Также можно расположить перед ребенком два листа бумаги или два блюдца и попросить выложить на одно блюдце все красные фигуры, а другое блюдце все треугольники.
Далее ребенку можно предложить специальный альбом с иллюстрациями, на страницах которого можно выкладывать блоки по заданным схемам. Сначала можно выкладывать блоки прямо на страницах альбома, а потом предложить усложнение – выложить картинку на столе.
В: Попробуйте и вы поиграть, выберите страничку и выложите блоки по схеме.
В: Далее можно предложить задания на логику: расставить перед ребенком несколько фигур и попросить определить лишнюю. Например среди красных фигур поместить одну синюю, или среди треугольников поместить квадрат, и т.д.
В: вместе с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Они подобраны по возрастам. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой системы, программировании и т.д. Карточки лежат перед вами, можете рассмотреть их и попробовать определить, что обозначает каждая из них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –к словесно-логическому мышлению.
В: к пяти годам мы уже начинаем изучать отрицание, например, ребенку нужно решить такое задание, как показать – не круг и не квадрат, не синюю и не толстую фигуру, не круглую и не красную и т. п. Попробуйте и вы.
Также начинаем давать задания с усложнением. Например, спрячьте одну фигуру, а ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он может задавать наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». К примеру, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. – Она красная? Нет. Значит желтая. Далее вопросы: эта фигура толстая? Прямоугольная?, и т.д.
В: А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, давайте вместе поиграем. Конечно для вас я приготовила задания посложнее, да и мы скоро переходим в старшую группу и уже сможем решать более сложные задания.
Итак,задание №1: Составьте из логических блоков Дьенеша плоскостные изображения предметов: цветок, машину, дом, башню.
Задание №2:возьмите по два кольца, и все синие фигуры положите в левое кольцо, а все треугольники в правое. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму (выполняют). Проблема возникнет, когда мы берем синий треугольник, куда его положить? Конечно, фигура принадлежит обоим множествам, поэтому кольца нужно расположить так, чтобы они пересекались, а синий треугольник положить в поле, где они пересекаются. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
Задание №3: я показываю вам карточку со схемами, а вы должны определить и показать, какая фигура здесь зашифрована (на карточке: черный треугольник, красная клякса, фигура с изображением толстого человечка и маленький домик). Правильно, здесь зашифрован красный толстый маленький треугольник (так родители угадывают 2-3 фигуры).
Задание №4: Засели фигуры в свои домики (перед родителями лежат карточки с изображением двух-трехэтажного трехподъездного дома со схемами). Вам нужно определить, какая фигура живет на первом этаже первого подъезда, определяем по такому же принципу как и в таблице умножения. Т.е. если напротив первого этажа изображен большой домик, а под подъездом синяя клякса, а под крышей изображен квадрат, значит мы сюда заселяем большой синий квадрат, и т.д. Попробуйте сами.
Заключение.
Ну что, уважаемые родители, наш мастер-класс подошел к концу. Вы сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша», и я надеюсь на то, что новые знания пригодится вам в дальнейшем для занимательных и полезных игр с вашими детьми и для успешного обучении их в школе. Спасибо за внимание!
********************************************************************************************
В январе в МБДОУ было организовано районное методическое объединение на тему » Совершенствование методов обучения и воспитания. Продуктивное использование новых образовательных технологий с целью привить ребенку радость творческих открытий.» Наши педагоги провели мастер-классы : «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки»(Липухина И.В.); «Волшебные шапочки» (Кияница Н.Ю.); «Масленница и скоморохи» (Сергеева В.А.); «Вторая жизнь бумажного стаканчика» (Козина Я.В.); «Могу в игрушку мусор превратить» (Нечипорюк Е.Ю.), на которых поделились с педагогами района опытом создания условий, сопутствующих интеллектуально-творческому развитию детей, применения практических навыков в работе с дошкольниками. особое внимание было уделено развитию и реализации творческого потенциала каждого ребенка. Педагогам так же были предложены буклеты, авторские стихотворения, трафареты, инструкции по изготовлению поделок.
А это результат фантазии гостей.
Благодарим всех педагогов, принявших активное участие в нашем мастер-классе.
***********************************************************************************************
Приморский звездопад 2023.
Если звёзды зажигают, значит,
это кому-нибудь нужно.
Первого июля, 2023 года, в нашем краевом центре г. Владивостоке, в зале «Флагман», гостиницы «Экватор» состоялся, VII Слет работников дошкольного образования Приморского края. Педагоги дошкольных учреждений : Аленицкая А.А., заведующий МБДОУ ЦРР №33, Маковкина К.П., ст. методист МБДОУ ДСОВ № 34, Ким О.В., методист МБДОУ ДСОВ № 31, Кудина М.В., учитель-логопед, МБДОУ ДСОВ № 34 , Баннова Н.М., воспитатель МБДОУ ДСОВ № 34, Масленникова А.Ю., воспитатель МБДОУ ДСОВ № 34, Юкиш А.Д., музыкальный руководитель МБДОУ ДСОВ № 34, Косенко А. С., младший воспитатель МБДОУ ДСОВ № 34 представляли команду Надеждинского муниципального района. Команда педагогов- дошкольников Надеждинского района «Василисы Премудрые» представляла на Приморском звездопаде свой опыт работы по «Традициям и обычаям славянского народа». Знакомство дошкольников с традициями своего народа — неотъемлемая часть воспитательного процесса подрастающего поколения.
Молодцы!
******************************************************************************************
С целью закрепления у детей навыков поведения в ситуациях «Один дома», « Безопасное поведение в природе и быту» в подготовительной к школе группе было организовано театрализованное представление «Что можно делать, а чего нельзя» на материале знакомых литературных произведений. ( «Три поросенка», «Заюшкина избушка», « Колобок».
Дети поочередно выступали в роли то актеров, то зрителей. Они читали стихи на данную тему, совместно уточняли правила поведения по безопасности собственной жизни.
Дети были в восторге от этого мероприятия.
**********************************************************************************************
В подготовительной группе прошло итоговое занятие на тему » Откуда хлеб пришел». Дети посмотрели презентацию, во время беседы показали свои теоретические знания, а затем перешли к практическому занятию. Дошколята своими руками изготовили булочки, пирожки, рогалики т.д., которые испекли на пищеблоке.
В заключении дети устроили чаепитие.
***********************************************************************************************
В нашем детском саду большое внимание уделяется работе с родителями. Одна из форм такой работы, это мастер-класс. В подготовительной группе воспитатель Ольга Александровна Сафонова совместно с родителями организовала мастер-класс по приготовлению пиццы.
Сколько радости, попробовать самостоятельно приготовленную пиццу!
**********************************************************************************************
Дети подготовительной группы познакомились с работой повара на пищеблоке детского сада. Повара Ольга Владимировна и Ирина Васильевна рассказали как приготовить кашу, компот, показали как перемалывают мясо на фарш для котлет. как работает картофелечистка.
*********************************************************************************************
9 ноября в гостях у детей старшей группы была наша Надеждинская писательница Ирана Шокарева. Она увлекательно рассказала детям о том,как начала писать стихи и сказки в стихах. Познакомила со своими книгами, в которых не только стихи, но и интересные задания, загадки, игры, раскраски. Провела практический мастер-класс. Дети были в восторге!
**********************************************************************************************